Мария Кузнецова
Творческие кризисы актёра, режиссёра, сценариста — интервью с Екатериной Беар

Творческий кризис — период, когда творческая работа идёт медленно или не идёт совсем. Часто из него пытаются выйти исключительно интуитивно. Я поставила перед собой задачу: вычислить способы: как Творческой личности — тому, кто создаёт новое и полезное — интеллектуальные продукты, музыку, произведения искусства, успешно побеждать творческие кризисы.

Интервью с Екатериной Беар – актрисой, кинопродюсером, режиссёром и сценаристом – состоялось в августе 2024 года.

На встрече мы обсудили:
  • Как проводить профилактику творческих кризисов?
  • Как совмещать работу и творчество?
  • Какие пути Екатерина использует, чтобы развиваться – как актриса, сценарист, режиссёр?
— Что для Вас творческий кризис? Были ли такие кризисы у Вас?
Я думаю, что творческий кризис — это неспособность в какой-то момент творить.
Честно говоря, я с ними, в таком понимании, не сталкивалась никогда, вообще.

Начнём с того, что сейчас я совмещаю в себе очень много кинопрофессий.

Начинала я актёром. Наверное, эта профессия — самая нестабильная из всех. Там достаточно сложно повлиять на свой успех: чтобы тебя сняли или выбрали в какой-то проект. Ты только можешь улучшать своё мастерство…

Для того, чтобы иметь возможность повлиять на своё творческое развитие, я ушла в смежное — в сценаристику. Там я влияю на то, когда я пишу, что я пишу. Это помогает избавиться от неопределённости по поводу развития, как актёра, потому что в этой профессии всё действительно непредсказуемо.

Во-вторых, я совмещаю творчество с обычной работой в институте развития, не предполагающей творческой работы. Но мое творческое начало все равно там проявилось и интегрировалось в создание онлайн-курса для которого понадобилось писать тексты, режиссировать снимать видео и монтировать…

Обычная работа даёт стабильность. Ты уже не так загоняешься, что тебе не прилетает какая-то творческая работа. Это дает спокойно реализовываться в творчестве, но развиваться приходится в свободное от работы время.

Вот сейчас я приехала обучать сценаристике и режиссуре в свой ежегодный двухнедельный отпуск на работе.

Более того – я заметила, что когда ты снижаешь градус важности на том, чтобы получить творческую работу, она приходит каким-то чудным образом. Ты можешь писать сценарий, ты не привязан к кому-то, но при этом ты всё равно реализуешься и получаешь возможность переждать период, когда творческие работы ещё не <<стреляют>>. За три года, пока я работаю на этой работе, у меня появилась очень большая фильмография. И оплачиваемые заказы появились далеко не сразу…

Творческий путь может быть не таким быстрым у каждого. У кого-то может сразу стрельнуть, и он войдёт в поток. Но в основном развитие занимает долгие годы и даже у тех, кто много снимает и снимается, он иногда длится и 10, и более лет.
У меня нет творческих кризисов, потому что я постепенно иду к своей цели в творчестве, при этом имея подушку безопасности в виде обычной работы.

— Какие шаги Вы совершили, чтобы профессионально развиваться, как сценарист?
У меня получилось так: я занималась на писательских курсах и за время учебы я написала сценарий, который сразу взял режиссер и отснял. Затем я писала сценарии к короткометражным фильмам и они проходили на различные конкурсы в Тюмени. А потом просто знакомый попросил написать сценарий для его фильма. Я так же написала, они сняли. Мировая премьера должна быть в Праге в сентябре!

Я пишу сценарии к сериалам и полным метрам, в том числе в соавторстве с другими сценаристами. Иногда я выступаю и как креативный продюсер — упаковываю проект и подаю на различные конкурсы, чтобы получить финансирование для съёмок.

Прямо сейчас основная моя деятельность — это сценарное мастерство.

Как будет завтра — я не знаю: я не могу предвидеть, что стрельнет первым. Поэтому я занимаюсь несколькими видами творческой деятельности сразу. Когда закидываешь вот сюда удочку, сюда удочку, сюда удочку — где-то, да клюнет. По какой-то причине, я не знаю, почему, клюет удочка сценарная. Ко мне обращаются за помощью, экспертизой, приглашают в проекты.

— Как вы выбрали отрасль, в которой будете заниматься? На мой взгляд, сферу кино трус не выберет никогда — большая конкуренция и из-за этого долгий путь профессионального развития.
Интересный факт – я выбрала не сразу! Я перешла в сферу кино, когда у меня уже было двое детей.

Просто в определённый момент жизни я поняла, что мне чего-то не хватает. Вот всё есть: и хорошая работа, и семья… Но чего-то не хватает. Творческой составляющей, личной реализации, наверное. Вот я и пошла учиться на актёрское.

До этого у меня был свой успешный бизнес — мы занимались грузоперевозками по России. Но в один момент я поняла, что реализуюсь не до конца, было уже скучно. И поступила на актёрское. Это была детская мечта.
— А как Вы пришли к тому, что стали заниматься другими профессиями – сценарист, режиссёр, продюсер?


У меня получилось так: я проходила обучение на продюсерском факультете и за время учебы я написала своей первый сценарий, который сразу взял режиссер и отснял.

У меня не было какой-то цели: мол, сейчас вот напишу сценарий и буду там его предлагать режиссёрам. Нет. У меня прям вот свербело внутри, и я просто села на новогодних каникулах и написала сценарий, потому что я хочу это сказать миру и я не успокоюсь, пока эта идея не выльется на бумагу.

Затем я писала сценарий полнометражного фильма и он проходил на различные конкурсы в Тюмени, в Москве. А потом просто знакомый попросил написать сценарий для его короткометражного фильма.

Это была очень личная история, которая вызвала у меня бурю эмоций и я должна была её записать. Эта история в итоге так трансформировалась, что в окружении никто не понял, о чем это. Единственная, кто понял — сестра, которая знает все мои секреты.

В сценариях я на своё личное часто нанизываю классику, ищу параллели с другими людьми, возможно, с другими персонажами,добавляю архетипы и типажи. Конечно, делаю персонажа намного многограннее, чем я сама и ситуацию – более разносторонней.

— Какую функцию для Вас лично выполняет рассказ своих историй в сценариях?
Я знаю, что это есть метод психотерапии литературным творчеством, но я это не воспринимаю, как терапию.

Представьте, что Вы 10 лет назад с собой встречаетесь и даёте совет себе, чтобы дальше прожить легче. Так вот: для меня творчество — возможность дать совет другому человеку, помочь ему. Здесь я могу это себе позволить ненавязчиво, и кому это надо, оно пригодится.

И я всегда думаю: вот у меня дочери посмотрят этот фильм. Хочу ли я им дать этот совет, или не хочу?

— Были ли у вас периоды, когда Вас ничего не <<свербило>>, и вы вообще не знали, о чем написать, а написать было нужно? Как Вы с ними работаете?

Это, наверное, когда заказывают работу. Сейчас мне везёт: мне дают время на то, чтобы поискать в персонаже и истории то, что я посчитаю важным, что вдохновит меня. Мне это всегда нужно.

Ещё мне важно, чтобы даже в тех работах, которые у меня заказывают, я могла бы реализовать авторское видение.

Так, сейчас мне дали историю, в которой нужно было сократить диалоги, а она у меня так сократилась, что превратилась немного в иную историю. Я автору говорю: вот, у меня родилась вот такая история на основе твоей, совершенно другая: мы оставим так или тебя не устраивает? Человека не устроило.

И я считаю, что это нормально, но при этом я не буду его сокращать. Я говорю так: значит, ищите того, кто вам сокращает. Та история тоже хорошая. Но я хочу снять свою.

— Какие способы помогают Вам восстановиться, когда совсем ничего не можете делать?

У меня это в основном связано с усталостью. Как отдых я использую бассейн и йогу, на регулярной основе, пешие прогулки по лесу и многое другое, что расслабляет и заряжает меня. Это помогает не входить в затяжные кризисы и депрессии. Когда этого нет, силы уменьшаются — проверено.

— Для того, чтобы стать хорошим сценаристом, явно нужно не просто сидеть и писать в стол. Иначе твой материал не увидят, не снимут.
Что нужно сделать сценаристу из ваших наблюдений, чтобы стать успешным и востребованным? Какие шаги пройти?
Во-первых, важно заводить много полезных знакомств с режиссёрами и продюсерами, быть активной и постоянно повышать своё мастерство.
Важно также обращаться к преподавателям за рекомендациями, задавать вопросы.

Мой первый сценарий, например, при всех похвалил наш преподаватель. Мнение преподавателя может быть очень весомым и какой-то новичок-режиссёр, даже не очень разбираясь в сценариях, может зацепиться за это и взять его в работу.
Третья рекомендация — участвовать во всех возможных конкурсах и питчингах. Есть телеграм-канал, который аккумулирует все конкурсы для сценаристов. Увидел конкурс, заполнил заявку, выступил. Такие в каждой сфере могут быть.

Также важно не бояться показывать свои результаты. Например, я всегда рассказываю о своих успехах в социальных сетях – тут я стала топ-100 в таком-то проекте, тут меня отобрали спикером на крупную площадку. На самом деле, другим людям интересно, над чем ты работаешь, пусть иногда может казаться, что это не так.
— Было ли у Вас такое, что Вы не использовали возможности для продвижения, хотя они были?
С предпринимательских времён у меня сохранился навык читать полезные книжки. Ещё в начале пути я прочитала книгу «Покажи свою работу». И сразу стала следовать шагам. Меня вообще по жизни отличает то, что как только я вижу рекомендацию, сильный ход — я сразу же действую. Как и в сценарии: герой должен действовать, а не без конца болтать. Я — человек практики.

Другой вопрос, что дают эти методы. Потому что не все методы, которые я встречала, достаточно результативны.
— Вы рассказали, как молодому сценаристу стать успешным и как вы сами прошли через этот путь. На каком этапе Вам было сложно или сложно сейчас?
Ну, наверное, из того, что пока не получилось — это выиграть крупный питчинг, чтобы кинокомпания купила сценарий полнометражного фильма.

Возможно, не хватает знаний и опыта: какую идею, кому и куда нужно отправить, с кем связаться, чтобы твой сценарий действительно заметил нужный человек.
Непонятно иногда, как именно действовать.
— Мешает ли Ваша обычная работа творчеству сейчас?
Конечно, если бы творческая работа была основной, я бы могла посвящать этому больше времени, хотела бы этого. Сейчас я могу встать в 5 утра и заниматься сценарием, потому что вечером ты уже как выжатый лимон и не можешь писать и творить. Ещё, конечно, на выходных.

На самом деле, столько людей совмещают творчество и работу… Удивляют, наоборот, те люди, которые с самого начала зарабатывают исключительно на творчестве. Например, режиссеры, которые зарабатывают на монтаже или что-то такое.
— Какие есть сильные ходы в Вашей профессии, которые Вы пока не выполняете? Или только планируете выполнять?

Есть. Этот ход больше для актёров, но на самом деле для сценаристов это тоже подходит. Ты должен светиться на кинофестивалях и заводить контакты.

Почему мне не очень этот формат? Я могу прийти туда, но я интроверт и сложно ориентируюсь в большой толпе. Я, например, не буду подходить и знакомиться, потому что это не про меня. Не очень формат подходит. Если я приду с другом, то я буду общаться с другом, а не ходить знакомиться.

Я могу подойти к какому-то режиссеру, поздороваться, если я его знаю, уже где-то мы вместе работали, конечно! У некоторых это реально эффективно работает. Но для меня это очень эмоционально затратно, после этого нужно восстанавливаться.
— Кажутся ли Вам какие-то шаги непомерно сложными?

Конечно. Я делаю так: я такие шаги дозирую.

Например, я знаю, что можно было всё лето кататься на фестивали. Но, так как у меня есть основная работа, я могу делать это только на выходных. Это значит, что будет долгая дорога, я не успею восстановиться, и всю неделю буду выжата, заболею и так далее.

Я хожу на фестивали, но дозированно, когда я знаю, у меня есть на это ресурс. Можно ходить на премьеры, но это тоже общение. Я хожу! Но не каждую неделю. Могу раз в несколько месяцев. Все зависит от внутренних ресурсов.

— А как вы думаете, возможно ли делать те же самые действия, которые нужны, но с меньшей затратой внутреннего ресурса?

Мне кажется, просто ты кому-то улыбнулся, это вообще не рабочая схема. Рабочая — если ты поговорил по душам, затронул что-то личное.

Часто ещё после премьеры есть афтерпати. Но я туда не хожу обычно. Мне нужно вернуться: у меня дома семья, и на следующий день в 6 утра вставать.
Для меня быть вечерами с детьми важно и приоритетно.

Я, в принципе, никакой проблемы не вижу в том, что я не общаюсь. Иногда я просто не понимаю, зачем мне быть, например, на премьере фильма, в съёмке которого я не участвовала вообще. Я в таких случаях как будто бы вообще без дела. Думаю: чего я сюда приехала? Тусить только?

Для меня всё-таки важно приехать с чем-то конкретным, чтобы я в чем-то участвовала, иначе есть ощущение, наверное... как будто бы потерянного времени. Я лучше потрачу его на то, чтобы написать что-то толковое.
— На самом деле меня очень удивило то, что Вы уже в 27 лет выбрали высококонкурентную профессию для себя. Даже талантливому актеру пробиться очень тяжело. Почему выбрали именно киноиндустрию?

Я просто хочу и все. Никакого страха.

У меня даже был такой момент, когда я еще мучилась, думала, куда пойти. И я нашла какой-то кастинг и подумала — ну, проверим судьбу. Если возьмут на актера, значит, судьба. Ну, меня взяли. Исторический момент для меня!

Сейчас я не гонюсь за актёрским успехом: просто продолжаю совершенствовать профессионализм, ходить на кастинги, заводить знакомства. Я просто уверена, что в один момент где-то понадобится мой типаж и я готова к тому, что это может быть даже на пенсии. Сейчас у меня много других сфер для развития и это помогает не зацикливаться на том, что не стрельнуло что-то одно.
— Ну и последний вопрос: какие профессиональные навыки Вы планируете развивать в ближайшее время?
Во-первых, находить финансирование для проекта. Во-вторых, легче и быстрее общаться с людьми. И в третьих — продолжать работать: как над сценарным мастерством, так и над актёрским. Сейчас я продолжаю читать об этом, спрашивать у более опытных. Я точно знаю, что пик мастерства ещё не достигнут. И учиться ещё всю жизнь. И я учусь.
— Уверена, решения будут полезны не только режиссёрам, но и деятелям других видов искусства, разработчикам интеллектуальных продуктов.
Желаю Вам творческих успехов и благодарю за интервью!
Выводы, которые помогут творческим личностям:

I. ЧТО ПРИВОДИТ К ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ КРИЗИСАМ?


1) Отсутствие нужных для работы навыков. И отрицание того, что ставить их нужно.
2) Смирение с внутренним барьером, без плана его исправить, даже если это мешает работе.
3) Ставить в приоритет нетворческие задачи, если в творческой сфере проблемы.
4) Выбирать приоритетом комфортные задачи, а не эффективные.
5) Искать оправдания, чтобы не делать важные, но сложные и энергозатратные задачи.



II. КАК ВЫПОЛНЯТЬ ПРОФИЛАКТИКУ ТВОРЧЕСКИХ КРИЗИСОВ?


1) В начале творческого пути иметь свободную профессию, которая позволяет не зависеть от творческих заказов и помогает развивать навыки, которые пригодятся в творчестве.
2) Работать и развиваться сразу в нескольких смежных направлениях, чтобы иметь страховки на случай, если одно из направлений не «выстрелит».
3) Переживать тяжелые жизненные ситуации с помощью творческой работы.
4) Ставить творческую цель — создавать новое и полезное для других.
5) Искать свой смысл в деятельности: который заряжает на работу именно Вас.
6) Реализовывать в творчестве свое, авторское видение.
7) Регулярно качественно отдыхать.
8) Выполнять сильные ходы в Вашем проекте: без излишней рефлексии и долгих сомнений.
9) Принимать, что проблема есть и искать возможности поставить навыки, которых нет.


20 октября / 2024
Автор: Мария Евгеньевна Кузнецова.
ПОДПИСАТЬСЯ НА РЕСУРСЫ ПРОЕКТА

Made on
Tilda