Мария Кузнецова
Творческие кризисы музыканта — интервью с дирижёром Михаилом Котельниковым

Творческий кризис — период, когда творческая работа идёт медленно или не идёт совсем. Часто из него пытаются выйти исключительно интуитивно. Я поставила перед собой задачу: вычислить чёткие способы: как Творческой личности — тому, кто создаёт новое и полезное — интеллектуальные продукты, музыку, произведения искусства, успешно побеждать творческие кризисы.

Интервью с Михаилом Александровичем Котельниковым состоялось в арт-кластере «Таврида», летом 2024 года, куда он приехал как эксперт-наставник на образовательном заезде «Битва хоров».

На встрече мы обсудили:

  • Почему возникают творческие кризисы у музыкантов?
  • Как справляться с творческими кризисами композитору, дирижёру?
  • Помогает ли алкоголь справиться с Творческим кризисом?
  • Как влияют цели музыканта на его профессиональный успех?

Важное уточнение. Причины творческих кризисов и способы борьбы с ними указаны только для конкретного деятеля, то есть основаны на единичном примере, а не на статистике, и пока не могут считаться научно обоснованными.

В жизни каждого творческого человека бывают творческие кризисы. Расскажите, сталкивались ли Вы с ними?

Безусловно, сталкивался. Для меня и, как Вы сказали, для каждого музыканта, творческий кризис - это промежуток времени, когда возникают какие-то сложности - эмоциональные или профессиональные. Зачастую они приходят в совокупности друг с другом. То есть профессиональный кризис вытекает вследствие появившегося эмоционального и наоборот.

Впервые я прочувствовал его на себе в выпускной период обучения в Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Для государственного экзамена по специальности я поставил цель: написать и разучить с хором своё сочинение. Но, в силу того, что была пора экзаменов, так скажем, время «теоретическое», когда нужно было учить много материала, тренироваться, писать тексты.. в общем, абсолютной не творческий, в отличие от моей специальности, процесс, который всегда был для меня сложен, я долго не мог этого сделать. Было творческое перегорание.

Сейчас моя творческая жизнь – это, в основном, практика. А тогда внешние обстоятельства диктовали мне другие задачи, которые я обязан был выполнять – учить то, что я не хотел учить, делать задания к экзаменам, которые я не хотел делать. Думаю, это повлияло на то, что ничего тогда не получалось писать. Я пробовал месяц, второй, третий… Три месяца я не мог написать ни строчки. Разными методами пытался возродить в себе нужные эмоции, но не выходило.
причины творческих кризисов героя

— Высокие нагрузки и трудности в работе вызвали стресс.

— Отсутствие опыта выполнения профессиональных задач технологично, а не на эмоциях.

ошибки героя при преодолении творческого кризиса

Попытка вернуть творческую продуктивность с помощью возвращения «нужных эмоций».

Какие Вы делали попытки восстановиться?

Я пытался буквально «набивать» свой график вещами, которые могли открыть для меня источники вдохновения. Пытался найти их во всём, где, казалось, я мог получить недостающие эмоции. Несмотря на и без того сложную ситуацию с экзаменами и отсутствие времени, загружал себя концертами, практическими выступлениями, которые мне действительно были по душе.

Конечно, были и разные другие способы достать из себя «то самое»: думал, что может помочь и алкоголь в том числе. Но в итоге от него я чувствовал себя еще хуже. Он усугублял и без того опустошенное внутреннее состояние.

Тогда точкой окончания моего эмоционального опустошения стал очень ценный и нужный подарок родителей. Мне заказали и привезли фортепиано Petroff 1926 года.

Дело в том, что у меня тогда вообще не было фортепиано. Был синтезатор, но все классические музыканты прекрасно поймут сейчас: это совершенно не то. Синтезатор нельзя прочувствовать пальцами. Нельзя прочувствовать инструмент. И тут, после долгих лет мучений – такой раритет! Это было самое настоящее радостное событие, после которого я проснулся с чувством эмоционального подъема и… Как сейчас помню: просыпаюсь и за 30-40 минут пишу музыку для государственного экзамена. Пишу всё то, что не мог написать эти 3 долгих тяжелых месяца.

В т.н. схеме преодоления творческих кризисов, по моим наблюдениям, есть правило: в какой-то момент обязательно происходит что-то, что тебя очень сильно перезагружает, и ты восстанавливаешься. Когда мне привезли то, о чем я очень давно мечтал, я почувствовал невероятное наслаждение, которое дало толчок к тому, чтобы продолжить творческую деятельность и вытащило меня из кризиса.
как герой повысил мотивацию на творческую работу?

Улучшить условия работы (в данном случае — получение подарка, который помог в профессиональной деятельности).

— Вы рассказывали, что использовали алкоголь, как стимуляцию творческой активности. Помогало?

Да. Мне помогало, да, но не совсем... Никакого эффекта стимуляции алкоголь не давал. Помогал только почувствовать себя более расслабленным и не думать о проблеме, кризисе, но при этом это было просто обезболивающее, а не средство лечения.
ошибки героя при преодолении творческого кризиса

Использовать алкоголь и психоактивные вещества для стимуляции творческой активности.

В период прокрастинации пытаться загасить напряжение от бездействия, а не наладить работу.

Были ли у Вас ещё кризисы в жизни?

Да. Очень серьёзная история случилась со мной во время пандемии. Именно кризиса, как такового, тогда не было, но, если вспоминать про эмоциональный подъём, эта история как нельзя лучше подойдет.

В то трагичное для всего мира время коронавирусом заболел мой отец. Он пробыл в реанимации около 2 месяцев, и весь этот период я очень тяжело переживал, потому что отец был на грани жизни и смерти.

Проживая эту ситуацию, я за два дня написал целый цикл церковных песнопений: Литургию для смешанного хора, которую посвятил всем умершим в тот злополучный год. До этого я никогда не писал подобного рода сочинений, хотя работал в среде церковной музыки и хорошо в ней разбирался.
когда у героя повышалась творческая активность?

Творчество — реакция на негативные события в жизни.

Когда обычно у Вас бывают периоды повышения творческой активности? Зависят ли они от каких-то внешних событий?

Для меня повышением и тонусом моей творческой деятельности является открытие и презентация обществу чего-то нового. Допустим, проведение какого-нибудь мероприятия, которое даёт большую популярность: например - музыкальная премьера.

Также тонусом для моей творческой деятельности являются масштабные мероприятия, например фестивали. Очень много зависит от того, кому ты отдаёшь творческую мысль, идею. Чем больше зрителей и отдачи от них, тем ты становишься счастливее. Да, конечно, ты будешь счастлив, даже если придут 5 человек и ты передашь им творческую эмоцию, выступишь для них. Но понятное дело, что чем неравнодушных в зале больше, тем больше заряд энергии, который до тебя доходит. Ну а после выступления он выражается ещё и в аплодисментах, криках «Браво!» - это та волна, которая способна унести твоё сознание и сделать тебя более радостным, более трудоспособным.

как герой повысил мотивацию на творческую работу?
Получить позитивную обратную связь от аудитории: восхищение, благодарность.
Также очень способствует творческому подъему занятие тем, что ещё не делал никто. Например, мы недавно записывали огромный цикл ростовского композитора. Мы были первыми, кто вообще исполнял эти сочинения. Я создавал этот проект на большом подъёме сил - хотелось всё больше делать, больше заниматься.

как герой повысил мотивацию на творческую работу?
Делать новое: то, что до этого не делал никто.
Мы с Вами говорили про смену обстановки. Чтобы быть более продуктивным и чтобы не было выгорания, имеет место быть переход из одной локации в другую. Смена обстановки, смена коллектива.
Вот, например: я работал в Москве, а сейчас мы приехали на Тавриду, и это - новая площадка, новые люди, новая природа. Ты даже иногда от какого-то простого цветочка можешь почувствовать вдохновение, пойти писать и придумать какую-то идею. А тут - целый пласт изменений.
как герой повысил мотивацию на творческую работу?
Изменить рабочую обстановку:
— новая локация,
— работа в новом коллективе,
— новые профессиональные знакомства и контакты.
Когда я приехал, у нас была работа по 12-15 часов. Не каждый человек способен на такую деятельность. На этой неделе у меня получилось 6 дней безвылазной работы подряд.
Материал новый, всё новое. Мы записываем произведения композиторов, которые сюда приехали и которые здесь были ими написаны; параллельно возвращаемся к нашей программе, параллельно готовимся к концерту в храме. Когда в хоре не хватало мужских голосов – я вставал и помогал ребятам и там тоже.

Что давало силы на такую активную деятельность?

Конечно, вдохновляла окружающая среда, прежде всего. Это и природа, море, которое я видел, пусть и не успел окунуться.

Это эмоции, это новые для меня люди. Это артисты, в которых я видел интерес и творческий потенциал, с кем можно будет работать. Это их благодарность. Все они, на самом деле, такие хорошие, добрые ребята, которые понимали, что в какие-то моменты может быть и тяжело, но всё равно: работать надо.

Любому творческому человеку, на мой взгляд, очень важна обратная связь от людей, с которыми ты работаешь. Потому что не всегда просто работа идёт в наслаждение. А вот когда ты видишь отзывы учеников, которые получили это наслаждение от занятий, видишь, насколько они довольны и рады… Их здесь очень серьёзно загружали, и находить в себе силы, несмотря на эту загруженность, успевать замечать что-то приятное и классное, говорить, что это было круто и что это останется в их памяти навсегда - это дорогого стоит. И я, как Эксперт, ощущаю, что я сделал то, чего от меня все ждали. Это круто, это очень круто.
как герой повысил мотивацию на творческую работу?
Получить доказательства, что работа была выполнена качественно.

Вы рассказывали, что из одного творческого кризиса Вас вывела встреча с уважаемым человеком в Вашей сфере. Расскажите, как это было?

История долгая. Но, слава Богу, мы никуда не спешим.

Полтора года назад мне необходимо было уехать из России в связи с предложением о работе заграницей в течение полугода. Никогда до этого я не работал в другой стране как музыкант и композитор, поэтому с удовольствием согласился. Хотел получить новый опыт.

Естественно, я представлял, с чем могу столкнуться: да, по сути, работа должна была быть такой же, осуществляться по той же системе, к которой я привык, но в другой стране. Это означало, что могут возникнуть проблемы с адаптацией: другой язык, отличающийся от моего родного менталитет – всё это было заранее понятно, я будто заранее был к этому готов.

И я уехал. Разумеется, были свои трудности, но в любом случае, поначалу мне всё нравилось.
В этот период был достаточно большой объём работы. На тот момент я уже занимал достаточно высокие посты в России и продолжал сотрудничать ещё и с Москвой. У меня были исполнители, которым я давал задачи дистанционно. Мы продолжали работать вместе как и раньше, но на расстоянии.

Всё должно было быть хорошо, творческий подъем должен был преобладать и, в целом, абсолютно ничего не предвещало беды. Но внезапно у меня возникло чувство тоски, появилось внутреннее состояние ненужности, одиночества. Состояние, будто я не на своём месте, поглощало меня каждый день.

Думаю, что возникло это по причине тоски по той жизни, к которой я привык. В Москве рядом со мной были мои родные, мои коллеги, с которыми я привык находиться, общаться и работать. Заграницей же был другой менталитет. Окружающие меня люди были чужие, пусть они и восхищались талантом. На душе было пусто. Я тосковал по простому человеческому общению с близкими. Работа работой, но когда я приходил домой, я оставался совсем один.

Состояние упадка держало меня полгода. Сначала я был в Болгарии, потом в Сербии и всё это время с творческой деятельностью всё было прекрасно, но внутри я понимал, что что-то не так.

Контракт закончился совместным концертом с моими коллегами из Москвы. Мой коллектив приехал в Сербию на гастроли и мы все вместе дали там концерт. Я знал, что через полмесяца я возвращусь обратно, и вот – я приезжаю!.. но состояние не пропало. Я возвратился в свою привычную жизнь, но лучше мне не становилось. Я начал искать причины в себе. Были мысли о том, что за полгода я привык быть вдали от Родины и, по сути, дважды адаптировался к новым условиям. Это, наверное, и способствовало такому состоянию. Этот кризис оказался очень сложным, потому что он длился больше полугода и в конце концов я начал думать, что это никогда не пройдёт. Сложно было себе объяснить, что, несмотря на то, что это продолжается долго, это может как-то прекратиться и наладиться.

В таком состоянии я находился уже несколько месяцев по возвращении в Россию, но вот, в один из вечеров мне звонит мой приятель и говорит: «есть продюсер, его зовут Егор. Тебе надо с ним встретиться, он хочет предложить одну идею». А я, когда думал, как выйти из этого кризиса, хотел попробовать предложить себе сделать что-то новое, то, чего я до этого не делал никогда раньше, чтобы окунуться в это и закрыть провалы в эмоциональном состоянии.

Я приезжаю на встречу, а там – не поверите – Егор предлагает реализовать то, что я уже давно мечтал осуществить - написать трек в стиле нео-фолк. Уже во время разговора, осознавая происходящее и связанные с ним перспективы, у меня начался внутренний подъём, я хотел в скорейшее время сорваться домой, чтобы начать писать. За одну ночь я написал трек, который понравился продюсеру. Тогда я впервые писал музыку на заказ. Именно это натолкнуло меня тогда на то, чтобы я вернулся в своё обычное состояние. Эндорфины тогда просто зашкаливали!

Подводя итоги, я по опыту могу сказать: сам ты не выйдешь из этого состояния. Должно было произойти что-то «извне», что тебя из него выведет. Тогда предложение нового проекта, о котором я мечтал, меня спасло.
как герой повысил мотивацию на творческую работу?
Качественное решение творческих задач на заказ придало уверенности и самоуважения.

Вы рассказывали мне, при беседе, что люди, которые не нацелены на творческий результат, а хотят получить славу и другие вещи, быстрее других заканчивают карьеру, работают менее качественно. Расскажите, какие наблюдения у Вас есть по этому поводу?

Конечно, все хотят и большую славу, и больших гонораров, которые улучшили бы жизнь музыкантов. Но есть те, которые нацелены на создание чего-то нового, на творческий процесс, которые любят свою профессию, а есть те, кто имеет в основном цели коммерческие. И у тех, и у тех желания, в каком-то смысле, одинаковые. Но подход у них к реализации этих потребностей, как профессионалов, чуть-чуть разный. Например, творческий человек, конечно, будет больше думать об искусстве и о том, что он делает. Он не позволяет себе халтуры и пофигизма, в отличие от музыкантов, которым главное - получить гонорар и всё.

Я думаю, что творческих результатов добиваются именно те люди, которые любят свою профессию. Они работают и в 70, и в 80 лет, потому что они это любят, а выгорают в основном те, которые думают о коммерции: для них нет такого интереса в самом творчестве, они не хотят продолжать и жить этим до конца. Поэтому зачастую люди находят бизнес другой и пытаются добиваться коммерческого успеха в другой сфере.

Для музыканта, который живёт своим творчеством, крайне важно реализовывать то, что он создаёт, творит. Даже какие-то падения не дают толчок к тому, чтобы опустить руки. Да. у всех есть пик карьеры, есть подъёмы и падения. Но человек идёт до конца, потому что ему это дорого, потому что это его смысл жизни.

причина прекращения творческой деятельности

Отсутствие достойной творческой цели, из-за чего бытовые и коммерческие цели уводят в сторону от творчества.

Благодарю Вас за интервью! Возможно, что ответы будут полезны как музыкантам, так и творческим людям других сфер: исследователям, художникам, режиссёрам.

Выводы, которые помогут творческим людям справляться с кризисами:
3 августа / 2024
Автор: Мария Евгеньевна Кузнецова.

Проект «Самобарьеры перед Творчеством» в социальных сетях:

Заполните форму и расскажите про Ваш творческий кризис!


Мы анонимно разберём Ваш кейс. Разбор будет опубликован в социальных сетях проекта в течение месяца.

Made on
Tilda